***
2025
скоро новый год!
А вот что едят на Рождество испанцы и португальцы
Для горожан это скорее семейный праздник; в деревне же сказываются в этом отношении старые общинные традиции, с колядками и коллективными трапезами. Ужин в сочельник - постный, согласно церковным канонам, но обычно далеко не скудный. Народная традиция здесь вступает в конфликт со строгими требованиями церкви. Испанцы стараются обойти эти требования, иногда путем наивной замены названия. Назови ужин "закуской" (colacion), и все будет прекрасно, так как "colacion" - скромная еда, чтобы только не умереть с голоду, - церковью не запрещается. И вот на этой почве нет недостатка в анекдотах. Например, передают такие юмористические разговоры из быта старого Мадрида:
"Ты пропустил вчера чудесную пирушку: каким ужином угощала нас донья Хуана! - Ужином? в постный день? - Ах, ты прав: я хотел сказать colacion. - О, это другое дело; всякому требуется colacion... И что же там было такого вкусного? - Около 500 видов салата... я хотел сказать, десять.. Огромное количество морских лещей, угрей, трески, лососина, пирожки, паштеты, разнообразный десерт, вина всех сортов... - А была ли жареная индейка? - Не говори глупости! Жареная индейка в постный день? -Да, правда, вы ведь постились... - Индейка! вот выдумал! ведь мы же христиане!"
И в самом деле, сочельнический ужин включает в себя ряд вкусных сладких блюд: миндальный суп, медово-ореховая халва (туррон), молочная рисовая каша и пр.; в деревнях - рыбные, овощные блюда и самодельные сладости. Едят и особые обрядовые печенья.
В полночь начинается "праздничная" церковная служба, и все верующие стараются быть в церкви. Служба называется Misa de aurora или Misa de gallo (утренняя, петушиная месса). Это означает, что долгое богослужение тянется до зари, до петухов. В средние века во время мессы исполнялись мистерии - "пасторали"; в Португалии - autos de presepio. Позже они были перенесены на площадь, а впоследствии, как уже говорилось, уступили место кукольным "яслям". В сельских, а иногда и в городских церквах и сейчас еще во время мессы исполняют рождественские гимны под аккомпанемент пастушеских свирелей и других музыкальных инструментов. Кое-где под тот же аккомпанемент даже танцуют.
В первый день рождества - опять обрядовая трапеза, но теперь уже не постная и очень обильная, с сытными мясными блюдами: свинина, копченая колбаса, ветчина, индейка, каплун и пр. Не только люди пируют, но и скот получает в этот день добавочный корм.
Значение рождественской трапезы - двойное. Во-первых, своим обилием она (как и новогодняя трапеза) символизирует желание такого же изобилия и такой же сытости на весь предстоящий год: "магия первого дня". Во-вторых, важен самый состав праздничных блюд: свиное мясо - символ плодородия; яйца - символ зародыша новой жизни. Мучная каша, вареные и жареные каштаны - древние кушанья, ныне в будничной жизни не употребляемые; зато они употребляются в погребальной обрядности - на похоронах и поминках. Это сближает рождественскую трапезу с обычаями поминовения умерших.